всероссийская олимпиада школьников задания ответы

Муниципальный этап 2021 олимпиады по русскому языку 7-11 класс задания и ответы ВСОШ

Автор

ПОДЕЛИТЬСЯ

Официальные задания, ответы и решения муниципального этапа 2021 всероссийской олимпиады школьников ВСОШ по русскому языку для 7,8,9,10,11 класса 2021-2022 учебного года, официальная дата проведения олимпиады в Москве: 13.11.2021

Задания 7 класс | ответы 7 класс

Задания 8 класс | ответы 8 класс

Задания 9 класс | ответы 9 класс

Задания 10 класс | ответы 10 класс

Задания 11 класс | ответы 11 класс

Муниципальный этап 2021 олимпиады по русскому языку 7 класс задания и ответы:

Муниципальный этап 2021 олимпиады по русскому языку 8 класс задания и ответы:

Муниципальный этап 2021 олимпиады по русскому языку 9 класс задания и ответы:

Муниципальный этап 2021 олимпиады по русскому языку 10 класс задания и ответы:

Муниципальный этап 2021 олимпиады по русскому языку 11 класс задания и ответы:

1)В одной из московских школ ученики посещают кружок «Лингвистический детектив», в рамках занятий которого изучают и этимологию русских слов. Так, они самостоятельно составили одно этимологическое гнездо и потом гордо показали его руководителю кружка. Тот, посмотрев материал, очень похвалил ребят, но отметил, что они допустили одну ошибку, включив слово другого корня. 1.1. Расшифруйте список, составленный учениками. Запишите в поля ответов слова 1–6. (1) ______ – «не питать полного доверия к чему- или кому-нибудь» (возвратный глагол). (2) ______ – «способность сохранять прежние впечатления» (сущ.). (3) ______ – таким может быть обед, обряд, звон (прилаг.). (4) ______ «заливаемая во время половодья низкая часть речной долины» (сущ.). (5) ______ – устар. «позабыть» (глагол с прист. за-). (6) ______ – устар. «думать, считать, полагать (о себе)» (глагол). 1.2. Запишите слово, которое было ошибочно включено в этот список (только слово).

2)В одном из церковнославянских текстов читаем: вѣ́рныхъ смы́слы ѡблагово́нствуя, воня́ми добродѣ́тельными, и смра́дъ стра́стный ѿгоня́я. 2. Имея в виду, что прилагательное СТРАСТНЫЙ могло иметь в церковнославянском языке негативное, отрицательное значение, определите значения выделенных слов и сравните их со значениями этих слов в современном русском языке. 3. Восстановите пропуски, заменённые буквами (А)–(Г), в данном ниже тексте. В словаре Даля на слово ВОНЬ приводятся в том числе и следующие родственные слова: отглагольное прилагательное (А), образованное от глагола (Б) с помощью такого же суффикса, который можно отметить в отглагольном прилагательном броский. Значение прилагательного (А) приблизительно совпадает со значением однокоренного прилагательного (В), полученного с помощью суффикса (Г) (запишите без дополнительных символов), который также используется для образования отглагольного прилагательного от слова колоть.

3)В одном из произведений А. Грина есть такие строки: «Я и все остальные, каждый по личным, одному ему известным причинам, образовали “Союз для никого…”, лишённый, в отличие от других союзов и обществ, так называемой “разумной цели”». В данном фрагменте можно обнаружить несоответствие языковой норме. Определите оборот, нарушающий норму, и приведите его корректную форму. Одинаково ли количество слов в исходном и откорректированном выражениях? Прокомментируйте морфологический статус (часть речи и разряд) единиц, входящих в состав этих оборотов (нормативного и ненормативного).

4)Как известно, в русском языке одна буква может обозначать несколько звуков. Сколько звуковых значений есть у буквы «с»? Могут ли быть ещё какие-либо значения у сочетаний этой буквы с другими буквами? Свой ответ обоснуйте (подтвердите примерами).

5)Прочитайте текст и выполните задания. И приимы и Святопълкъ князь съ вьсѣми моравляны и поручи ему вься цьркъви и стрижьникы въ вьсѣхъ градѣхъ. От того же дьне вельми начатъ расти учение Божие и стрижьници множитися въ вьсѣхъ градѣхъ от тогоже начатъ расти и множитися и погании вѣровати въ истиньныи Богъ.

6)Заполните пропуски. В каждом поле ответа запишите только одно слово. Субстантивированное* прилагательное (1) ______ (запишите слово в начальной форме), встречающееся в этом тексте, восходит к латинскому слову со значением «селянин», «деревенский житель». Как отмечает Л.В. Успенский, когда в Риме уже распространилась новая религия – христианство, окрестные поселяне продолжали оставаться (2) ______. На Руси описываемое слово расширило своё лексическое значение, и со временем так стали называть всё, что не получало одобрения.

7)Укажите верный смысловой перевод фрагментов текста. 1) И принял его Святополк князь со своими моравами и поручил ему все церкви и стражников во всех городах. 2) И с того дня начало очень расти учение Божие… 3) …и стражники во всех городах начали расти и множиться… 4) …и люди, владеющие другими языками, [начали] веровать в истинного Бога.

8)Заполните пропуски в тексте. Показателем возвратности русского глагола является (1) ______ [укажите морфему]. Почти все возвратные глаголы являются (2) ______ [укажите грамматическое свойство], то есть не могут управлять (3) ______ [назовите форму слова]. Это связано с происхождением морфемы, выражающей возвратное значение: возвратное местоимение (4) ______, к которому она восходит, занимало в предложении позицию прямого дополнения. 9. Однако некоторые возвратные глаголы являются исключением: они могут управлять винительным падежом без предлога. Выберите из данного ниже списка ВСЕ примеры таких глаголов и запишите их. Остерегаться, всматриваться, слушаться, пугаться, насмотреться, страшиться, добудиться, наткнуться.

9)В 2020 году в системе IOS появилась возможность подбирать эмодзи по введённому тексту. Часто результат подобного поиска не совсем очевиден, но он всегда основан на лингвистических закономерностях. Восстановите заданную в поиск единицу (фразу, слово, часть слова) по предложенному результату. 12.1 Введённый запрос: . 12.2 Какое лексическое свойство запрошенного слова повлияло на подбор таких символов?

10)Перед вами текст. Ознакомьтесь с ним и выполните данные ниже задания. …Здесь на много километров вокруг ни одной души. Полигон же. Окрест только снег да снег. Душно, тихо, снег, снег, снег. В приведённом тексте встречаются два слова, означающие в данном контексте одно и то же. Это слова (1) и (2). В одном из этих слов есть корень, вариант которого мы встречаем в имени собственном, принадлежавшем центральной личности в одной из мировых религий (3), и в названии её последователя (4). Этот корень также встречается нам в слове (5), одно из значений которого – «сельский житель, занимающийся в основном земледелием или животноводством». Найдите в приведённом тексте слово греческого происхождения, содержащее корень с изначальным значением «многоугольник». Это слово (6).

11)Перед вами несколько предложений. 1) Раз уж ты получаешь двойки, то вместо похода в парк будешь сидеть дома и делать уроки, а мы пойдём гулять. 2) Это ты разбил горшок с цветком? Значит так, ты сейчас же подметёшь и извинишься! 3) Неужели ты хочешь в такой мороз играть в футбол?! А вот и нет, ни в какой футбол ты играть не будешь, я против! 4) Что ты прячешь за спиной? Со мной шутки плохи, ты сейчас же покажешь свои руки! а) Какую особенность употребления глаголов вы видите в этих предложениях? б) Можно ли передать те же значения глаголов, максимально сохраняя смысл, но используя какие-то ещё глагольные формы изъявительного наклонения? Если да – сделайте это. Учитывайте контекст.

12)В одной из московских школ ученики посещают кружок «Лингвистический детектив», в рамках занятий которого изучают и этимологию русских слов. Так, они самостоятельно составили одно этимологическое гнездо и потом гордо показали его руководителю кружка. Тот, посмотрев материал, очень похвалил ребят, но отметил, что они допустили одну ошибку, включив слово другого корня. 1.1. Расшифруйте список, составленный учениками. Запишите в поля ответов слова 1–6. (1) ______ – «ввести в заблуждение, обмануть»; (2) ______ – «иней»; (3) ______ – «дурной, плохой, отвратительный»; (4) ______ –оно бывает сливочным, клубничным, шоколадным; (5) ______ – «негодяй, подлец»; (6) ______ – «подвергать действию низких температур». 1.2. Запишите слово, которое было ошибочно включено в этот список (только слово).

13)Дан список глаголов: нести, идти, дать, снимать, писать, брить, черпать. Среди них один является «лишним» по некоторому непостоянному морфологическому (словоизменительному) параметру. Определите «лишний» глагол и этот параметр. Подсказка. Заметим, что этот морфологический признак присущ исключительно глаголам.

14)Рассмотрите следующий список глаголов: сравнить, присягать, соединить, выбежать, закрепить, сочувствовать. Назовите общие черты данных глаголов. Распределите их на две группы в связи с некоторой их синтаксической особенностью. Подсказка. Эта синтаксическая особенность некоторым образом связана с морфемной структурой этих глаголов и проявляет себя в некоторых значениях этих глаголов. Один из глаголов можно включить в обе группы – в зависимости от чего?

15)Прочитайте отрывок из поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»: Прибаутки, поговорки Не такие ловит слух… – Где-то наш Василий Тёркин? – Это слышит Тёркин вдруг. Выпишите из текста слово(-а), в котором(-ых) нарушается нормативное произношение.

16)Прочитайте текст и выполните задания. Поганьскъ князь сильнъ вельми, сѣдя въ Вислѣ, ругашеся крьстьяномъ и пакости дѣяше. Посълавъ же къ нему, рече <Мефодий>: «Добро ти ся крьстити, сыну, волею своею на своеи земли, да не плѣненъ нудьми крьщенъ будеши на чюжеи земли. И помянеши мя». Еже и бысть. 5. Выделите корень в форме нудьми, укажите верный ответ. 1) -нудьм2) -нуд3) -уд4) -дьм

17)8.1 В каких из данных ниже предложений возвратный глагол употреблён в пассивном значении? Преобразуйте каждое такое предложение в синтаксический синоним – неопределённо-личное предложение и запишите его под номером исходного предложения. 8.2 Назовите одним словом (лингвистическим термином), каким членом предложения станет подлежащее исходного предложения в перестроенном предложении.

18)Национальный корпус русского языка (НКРЯ) – это информационносправочная система, основанная на собрании текстов на русском языке в электронной форме. Корпус создаётся учёными-лингвистами для научных исследований и обучения языку. Прочитайте предложения из НКРЯ и выполните задания. 1) Жалеете, что в меня невозможно запустить тапочком? [Дина Рубина. На солнечной стороне улицы (1980–2006)] 2) Внизу торчали две тощие ноги, обутые в ковровые тапочки. [Дарья Донцова. Уха из золотой рыбки (2004)] 3) Одна его тапочка стояла на столе Атоса и изображала, несомненно, яхту. [Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. Полдень. XXII век (1961–1967)] 4) Гёте имел привычку принимать королевских особ у себя – во фланелевом халате и в тапочках. [Венедикт Ерофеев. Из записных книжек (1958–1990)] 5) Шла бабушка хорошо, только рваный тапочек мешал, задиралась отклеившаяся подошва. [Людмила Улицкая. Казус Кукоцкого [Путешествие в седьмую сторону света] // «Новый Мир», 2000] 6) Спортивная тапочка на левой ноге была плохо зашнурована. [Г.Е. Николаева. Битва в пути (1959)] 7) А следом бежала девочка в стоптанных тапочках, в холстинковом платье, всё время поправляя рукой волосы, которые падали и падали ей на глаза. [Юрий Куранов. Дни сентября (1965–1969)]

19)Даны слова: разменник, малинник, труженик, проводник, утопленник, ельник. Ученик А разделил слова на 3 группы по некоторому принципу, но усомнился по поводу слова Х и спросил совета у ученика В. Ученик В посмотрел на его группы и предложил другой принцип разделения на группы. Благодаря его совету получилось 3 равные группы. 12.1. Укажите, на какие группы были поделены слова учеником B. 12.2. Опишите принцип, по которому ученик А разделил слова. Укажите, какое слово вызвало его сомнение. Объясните, почему оно может быть отнесено не только в одну группу. 12.3. Опишите принцип, придуманный учеником В. Почему при таком разделении слово Х однозначно попадает в одну из групп?

20)Ниже представлены определения пяти слов, начальная форма которых завершается двумя звуками: [12], где звук [1] – гласный, [2] – согласный. 2.1. Определите слова (1)–(5). (1) – устар. «обращение к монаху, служителю культа» (4 буквы). (2) – «точка завершения чего-либо». (3) – «особь мужского пола». (4) – устар. «лицо, ведущее частную торговлю» (5 букв). (5) – «продолговатый плод зелёного цвета овощного растения». 2.2. В четырёх из пяти этих слов при словоизменении или словообразовании наблюдается следующее чередование: [12] – [x2] – [13] – [x3]. Символом [x] отмечен нуль звука, а [3] – некоторый согласный звук. Установите звуки [1], [2] и [3]. 2.3. Запишите слово, для которого не наблюдается полная цепь чередований [12] – [x2] – [13] – [x3]. Докажите свой ответ, прописав к каждому слову цепочки с чередованием.

Другие олимпиады муниципального этапа 2021 задания и ответы

guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments