задания и ответы

Демоверсия ЕГЭ 2021 по биологии 11 класс ФИПИ

Автор

ПОДЕЛИТЬСЯ

Официальная демоверсия ЕГЭ 2021 по биологии 11 класс от сайта ФИПИ. Демонстрационный вариант ,кодификатор, спецификация и обзор новой демоверсии ЕГЭ 2021 года.

Ссылка для скачивания демоверсии ЕГЭ 2021 по биологии: скачать демоверсию

Ссылка для скачивания кодификатора ЕГЭ 2021: скачать кодификатор

Ссылка для скачивания спецификации ЕГЭ 2021: скачать спецификацию

Ответы опубликованы в конце демоверсии!

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2021 по биологии 11 класс ФИПИ:

При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена (ЕГЭ) 2021 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в него, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2021 г.

Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2021 г., приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена 2021 г. по биологии.

ЕГЭ по биологии 11 класс какие изменения в 2021 году?

Все основные характеристики экзаменационной работы сохранены. Время выполнения экзаменационной работы увеличено с 210 до 235 минут.

Некоторые задания и ответы с демоверсии 2021 года:

4)Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  • 1) наличие хлоропластов
  • 2) наличие гликокаликса
  • 3) способность к фотосинтезу
  • 4) способность к фагоцитозу
  • 5) способность к биосинтезу белка

4.2)Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы ДНК. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  • 1) состоит из двух полинуклеотидных цепей, закрученных в спираль
  • 2) переносит информацию к месту синтеза белка
  • 3) в комплексе с белками строит тело рибосомы
  • 4) способна удваиваться в клетке
  • 5) в комплексе с белками образует хромосомы

6)Определите соотношение фенотипов в потомстве от скрещивания двух гетерозиготных организмов, если за признак отвечает один ген и доминирование полное. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

7)Все приведённые ниже термины, кроме двух, используют для описания полового размножения организмов. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  • 1) гонада
  • 2) спора
  • 3) оплодотворение
  • 4) овогенез (оогенез)
  • 5) почкование

9)Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке, то этому животному присущи

  • 1) четырёхкамерное сердце
  • 2) наличие диафрагмы
  • 3) кожные покровы с чешуйками илищитками
  • 4) непостоянная температура тела
  • 5) ячеистые лёгкие
  • 6) развитие зародыша в матке

11)Установите последовательность таксономических названий, начиная с самого крупного. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  • 1) Мятлик луговой
  • 2) Мятлик
  • 3) Покрытосеменные
  • 4) Однодольные
  • 5) Растения
  • 6) Злаковые

12)Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Во время бега в организме человека

  • 1) усиливается синтез желчи клетками печени
  • 2) останавливается процесс биосинтеза белка в скелетных мышцах
  • 3) снижается артериальное давление
  • 4) усиливается приток крови к коже
  • 5) усиливается потоотделение
  • 6) повышается активность симпатического отдела нервной системы

14)Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании пищи. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  • 1) поступление желчи в двенадцатиперстную кишку
  • 2) расщепление белков под действием пепсина
  • 3) начало расщепления крахмала
  • 4) всасывание жиров в лимфу
  • 5) поступление каловых масс в прямую кишку

15)Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания признаков, которые можно использовать при применении морфологического критерия вида сосна обыкновенная. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Сосна обыкновенная – светолюбивое растение. (2)Когда её семя прорастает, появляется пять – девять фотосинтезирующих семядолей. (3)Сосна способна развиваться на любой почве. (4)Зелёные листья сосны игловидные и расположены по два на укороченных побегах. (5)Удлинённые побеги расположены мутовками, которые образуются один раз в год. (6)Пыльца с мужских шишек переносится ветром и попадает на женские шишки, где происходит оплодотворение.

17)Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Устойчивость экосистемы влажного экваториального леса определяется

  • 1) большим видовым разнообразием
  • 2) отсутствием редуцентов
  • 3) большой численностью хищников
  • 4) сложной пищевой сетью
  • 5) колебанием численности популяций
  • 6) сбалансированным круговоротом веществ

19)Установите последовательность эволюционных процессов, происходивших на Земле, в хронологическом порядке. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  • 1) выход животных на сушу
  • 2) возникновение фотосинтеза у прокариот
  • 3) формирование озонового экрана
  • 4) абиогенный синтез органических веществ
  • 5) появление клеточных форм жизни

20)Рассмотрите рисунок с изображением бабочек берёзовых пядениц и определите тип приспособления, форму естественного отбора и направление эволюции, которые привели к появлению тёмной формы при изменении условий (гибели лишайников). Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

21)Проанализируйте таблицу «Выживание птенцов скворца в зависимости от количества яиц в кладке». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

  • 1) Оптимальное количество яиц в кладке – 5, что обеспечивает максимальное воспроизведение особей в данной популяции скворцов.
  • 2) Гибель птенцов скворца объясняется случайными факторами.
  • 3) Чем меньше в кладке яиц, тем ниже смертность птенцов скворца.
  • 4) Чем меньше птенцов в гнезде, тем чаще родители кормят каждого из птенцов.
  • 5) Количество яиц в кладке зависит от погодных условий и наличия корма.

22)Известно, что концентрация солей в плазме крови соответствует концентрации 0,9% хлорида натрия в физиологическом растворе. В стеклянный стакан, заполненный раствором поваренной соли, поместили эритроциты. Сравните изображения нормального эритроцита в плазме (рис. А) и эритроцита в растворе (рис. Б). Объясните наблюдаемое явление. Определите концентрацию соли в стакане (0,9%, более 0,9%, менее 0,9%).

22.2)Известно, что в растительных клетках присутствует два вида хлорофилла: хлорофилл a и хлорофилл b. Учёному для изучения структуры этих пигментов необходимо их разделить. Какой метод он может использовать для их разделения? На чём основан этот метод?

22.3)Анализ результатов нарушения сцепленного наследования генов позволяет определить последовательность расположения генов в хромосоме и составить генетические карты. Результаты многочисленных скрещиваний мух дрозофил показали, что частота нарушения сцепления между генами А и В составляет 5%, между генами А и С – 11%, между генами С и В – 6%. Перерисуйте предложенную схему фрагмента хромосомы на лист ответа, отметьте на ней взаимное расположение генов А, В, С и укажите расстояние между ними. Какая величина принята за единицу расстояния между генами?

23)Какие процессы, сопровождающие питание амёбы, изображены на рисунках А и Б? Назовите структуры клетки, непосредственно участвующие в этих процессах. Какие преобразования с бактерией произойдут далее в клетке амёбы (на рис. А)?

24)Найдите три ошибки в приведённом тексте «Железы человека». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку. (1)Все железы организма человека делятся на три группы: железы внешней, внутренней и смешанной секреции. (2)Секреты, образующиеся во всех железах внешней секреции, через выводные протоки поступают на поверхность тела. (3)Секреты желёз внутренней секреции по протокам поступают в кровь. (4)Железы внутренней секреции (эндокринные железы) выделяют биологически активные регуляторные вещества – гормоны. (5)Гормоны регулируют обмен веществ, влияют на рост и развитие организма, участвуют в регуляции работы всех органов и систем органов, процессов, протекающих на клеточном уровне. (6)Гормон поджелудочной железы (инсулин) регулирует содержание глюкозы в крови. (7)Гормон щитовидной железы (адреналин) учащает сердечные сокращения.

25)В 1724 г. английский исследователь Стивен Гейлз провёл эксперимент, в котором использовал одинаковые ветки одного растения, сосуды с одинаковым количеством воды и измерительный инструмент – линейку. Он удалил с веток различное количество листьев и поместил ветки в эти сосуды, а затем постоянно измерял уровень воды. Через некоторое время С. Гейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменился неодинаково. Почему уровень воды в сосудах изменился неодинаково? В результате каких процессов произошло изменение уровня воды? Какие структуры листа обеспечивают эти процессы?

26)Какие процессы живого вещества биосферы обеспечивают относительное постоянство кислорода и азота в атмосфере? Укажите не менее четырёх процессов и поясните их.

27)Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5′ концу в одной цепи соответствует 3′ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5′ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5′ к 3′ концу. Все виды РНК синтезируются на ДНКматрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь – матричная): 5ʹ-ЦГААГГТГАЦААТГТ-3ʹ 3ʹ-ГЦТТЦЦАЦТГТТАЦА-5ʹ Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте и определите аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет с 5ʹ конца соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода. При написании нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.

28)У уток признаки хохлатости и качества оперения аутосомные несцепленные. В гомозиготном доминантном состоянии ген хохлатости вызывает гибель эмбрионов. В скрещивании хохлатых с нормальным оперением уток и хохлатых с нормальным оперением селезней часть потомства получилась без хохолка и с шелковистым оперением. При скрещивании полученных в первом поколении хохлатых уток с нормальным оперением (гомозиготных по гену качества оперения) и селезней с таким же генотипом получилось две фенотипические группы потомков. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Определите и поясните фенотипическое расщепление в первом и во втором скрещиваниях.

ЕГЭ 2020 биология 11 класс Рохлова В.С 30 тренировочных вариантов:

ЕГЭ 2020 биология 11 класс Рохлова В.С 30 тренировочных вариантов PDF

Тренировочные варианты по биологии 11 класс для подготовки к ЕГЭ 2021:

СтатГрад

guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments